Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 174)

С. МессерерРанее: Часть 173

Но трактовка образа Гирея, идущая от П. Гусева, создавшего этот образ на сцене Большого театра, была иной — более психологичной. Смысл образа Гусев увидел не в романтизировании своего героя, а в том интеллектуализме, которым проникнуто раздумье Пушкина над «Бахчисарайским фонтаном». Актер попытался увидеть своего героя как бы глазами поэта, дать возможность действовать ему «от автора». Мария, являясь перед переродившимся варваром в финале балета, воспринималась здесь как пушкинский «души неясный идеал», что проходит через всю лирику (великого поэта. Именно такой возникала перед Гиреем Мария В. Васильевой, первой исполнительницы этой партии в Москве. Романтическая настроенность танца, особое его целомудрие и чистота, тонкость, изящество манеры, эмоциональность пластики, воспринятые Васильевой от Голейзовского, сделали ее одной из самых своеобразных Марий «Бахчисарайского фонтана».

Васильева не столько психологически усложняла пушкинский образ, сколько «выпевала» в этой партии тончайшие переходы эмоций героини, окрашивала их внутренним благородством. Эта Мария была воплощением интеллигентности, сдержанности в мире буйных, стихийных страстей. Рядом с Васильевой Зарема А. Абрамовой «цельно и яростно раскрывала в танцевальных диалогах всю силу оскорбленного женского чувства, мук ревности», красавица гарема С. Мессерер «боролась не только за свою любовь, но и за свое первенство». По-своему танцевали разные артисты и партию Нурали.

По сравнению с ленинградскими исполнителями они потеряли в отделке формы, но выигрывали в эмоциональности. Нурали — А. Мессерер был воплощением той рабской психологии, от которой отказался Хан. Обожание слугой своего повелителя, беспредельная преданность ему — в этом видел смысл и цель жизни Нурали Мессерера. Его восточные позы, руки, согнутые в локтях, ладонями вверх, и протянутые к Гирею, его полуприседания, поклоны — предел подобострастия и преклонения. Ради Гирея, с целью развлечь его вступал Нурали в пляску. Хотел отвлечь господина от тяжких дум, вкладывая в танец всего себя. По-иному построил эту партию Г. Евдокимов. Его Нурали — друг, соратник Гирея. Своим танцем он пытался вернуть Хана к прежней жизни, но убеждался в тщетности своих попыток. Начиная с «Бахчисарайского фонтана», история развития коллектива Большого театра стала историей развития жанра хореодрамы.

На этом отрезке пути она оказалась отмеченной множеством актерских удач. Их список пополнился на премьере «Кавказского пленника» Б. Асафьева — второго пушкинского балета и первого спектакля, созданного Захаровым уже специально для труппы Большого театра. Сценарист Н. Волков хотел дать в либретто «Кавказского пленника» обобщенное развитие тем пушкинской поэзии, начатых им в «Бахчисарайском фонтане». «Кавказский пленник» был для него историей «трех пленов поэта. Плен сердца — любовь к Истоминой, бегство на Кавказ — плен тела и возвращение в Петербург Николая I, где господствовали голубые жандармы, — плен души поэта». Балетмейстер по-своему конкретизировал этот замысел. В постановке Захарова одной из героинь была танцовщица Полина. Как и Мария «Фонтана», она имела свой прообраз в истории танца. На сей раз им оказалась не Тальони и не Эльслер, а балерина пушкинской поры Авдотья Истомина. Потрясенный вероломством Полины, герой и бежал на Кавказ.

Со своей возлюбленной будущий пленник встречался в обстановке блистательной и необычной — сначала на катке, потом на балу. Оба места действия — каток и бал — позволяли ввести мотивированный фабулой дивертисмент, на фоне которого разворачивалась интрига. Пантомимны были и партии ведущих персонажей, кроме роли танцовщицы Полины. Откликаясь на премьеру балета, В. Ивинг писал: «Его балеты по существу и есть хореографические драмы. Но это лишь первая ступень на пути преодоления условной структуры старого балета. Следующая высшая ступень состоит в том, чтобы танцы, сохраняя драматическую выразительность, органическую слитность с сюжетом, в то же время являлись бы высокохудожественными образцами хореографического мастерства». Но этой, второй ступени предстояло достигнуть хореографам уже иного поколения.

Продолжение: Часть 175