Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Дон Кихот" из книги "Большой театр СССР", 1958 г., Часть 1

Дон КихотБалет Л. Минкуса «Дон-Кихот» с его наивным сюжетом трудно сопоставить с бессмертным творением Сервантеса — этой величайшей, но словам Гейне, сатирой на человеческую восторженность. Слишком внешними признаками исчерпываются в балете характеристики и самого рыцаря печального образа, и его добродушного оруженосца. Авторы балета и не ставили себе целью в течение трехчасового спектакля раскрыть философскую глубину романа великого испанского писателя. Однако балет «Дон-Кихот», лишенный, по существу, стройного развития сюжета, психологически углубленных образов и волнующей драмы чувств, пользуется неизменным признанием и любовью самого взыскательного зрителя. В чем же секрет успеха и долголетия этого балета?... Уже при поднятии занавеса мы попадаем под влияние праздничной атмосферы этого спектакля. Перед нами залитая горячим солнцем площадь Барселоны. Его палящие лучи заставляют сверкать ослепительной белизной раскаленный камень домов. На площади кипит жизнь во всей своей шумной непосредственности и суете.

В пестрой толпе мы без труда узнаем своенравную Китри. Пока ее отец, трактирщик Лоренцо, обсуждает выгоды брака дочери с богатым Гамашем, девушка отчаянно кокетничает с цирюльником Базилем. Звуки сегидильи заставляют забиться все сердца. Весело пляшут и молодежь, и старики. Темпераментные, бравурные танцы следуют один за другим. Группа тореадоров, размахивая красными плащами, разыгрывает сцену боя быков. Знаменитый эспада — любимец толпы и покоритель женских сердец — танцует с молодой испанкой. Гибкое тело девушки то стелется по земле, то в легком прыжке летит над толпой. В изящных, чеканных движениях эспады чувствуется стальная сила мускулов. Посылая пленительные улыбки в восторженную рукоплещущую толпу, тореадор то горделиво выступает по площади, то вновь начинает огневой, темпераментный танец. Танцуют Китри и Базиль, Пикилья и Жуанита — вся площадь безудержно отплясывает один танец за другим. Мелькают взволнованные лица, горящие глаза, развеваются цветные юбки, и ноги выбивают ритм на каменных плитах мостовой.

Дон КихотСтихия танца... Вот в чем сила и завораживающая прелесть «Дон-Кихота», причина долгой жизни этого вечно молодого балета. Парад танцев — искрометных, красочных, виртуозных, с великолепной щедростью рассыпанных по спектаклю во всем своем блеске и красоте, более всего привлекает в «Дон-Кихоте». Танец как бы рождается из эмоциональности и возбуждения толпы, темпераментной и восприимчивой. Он служит естественным выражением ее жизни, действия, происходящего на сцене. Герои балета не просто исполнители многочисленных танцевальных номеров, они живут в танце, выражают им свои мысли и чувства. Стиль этого балета во многом определяет музыка Л. Минкуса. Она необычайно танцевальна и ритмически богата. Мелодии ее легки и изящны. Именно в искрящейся бравурности музыки, в грациозности ее мелодики нужно искать ключ к пониманию хореографического стиля «Дон-Кихота».

Музыку Минкуса привыкли считать ординарной балетной музыкой, не выходящей за пределы традиционного аккомпанемента танцу. Действительно, партитура «Дон-Кихота» не обладает ни богатством красок глазуновской «Раймонды», ни проникновенным лиризмом «Лебединого озера» Чайковского. Мы не найдем в ней развитой симфоничности, углубленности, то есть тех качеств, которые отличают лучшие балетные партитуры. Но та органичная слитность музыки и хореографии, которая существует во многих танцах и сценах «Дон-Кихота», не только украшает танец, но сообщает ему эмоциональность и образность. Сама же музыка, воспринимаясь через танец, обретает в свою очередь новые краски. В этом также одна из причин доходчивости и впечатляющей силы этого балета.

Действие «Дон-Кихота» — только повод для танцев. Вот почему никто не огорчается тем, что главные герои балета — с детства знакомые каждому Дон-Кихот и Санчо Панса — в течение четырех актов уныло расхаживают среди шумного, танцующего «фона», составляющего основную причину воодушевления публики.

Продолжение...

Дон Кихот