Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Дон Кихот" из книги "Большой театр СССР", 1958 г., Часть 4

Ранее: 1, 2, 3.

Дон КихотНесколько лет спустя группа балетмейстеров Большого театра во главе с режиссером М. Габовичем вновь переделывает балет. На этот раз изменяется не только композиция нескольких танцев (например, К. Голейзовским ставится новый пластичный и образный танец цыганки), но и порядок актов. Спектакль заканчивался картиной, где Дон-Кихот вступал в поединок с Гамашем и побеждал его, освобождая таким образом Китри-Дульцинею от ненавистного брака. Эта редакция «Дон-Кихота» не удержалась в исполнении, и сейчас балет идет но сценарию 1940 года. На сцене Большого театра «Дон-Кихот» ставится более восьмидесяти лет. Несколько поколений артистов балета сменилось за это время, и самые выдающиеся из них отдали дань этому спектаклю, выявляющему со всей определенностью их творческую зрелость и степень мастерства. Среди замечательных советских балерин Большого театра одной из выдающихся исполнительниц партии Китри явилась М. Семенова. Исполнительский стиль, художественная индивидуальность артистки внесли новые краски в сценическое воплощение этого образа. Совершенство передачи хореографического рисунка в сочетании с особой «семеновской манерой» танца наполнило партию Китри одухотворенной поэтичностью. Семенова ломала рамки сюжета, ее творческий диапазон был шире и красочнее партии Китри, и та «бытовая достоверность», к которой прибегали иногда исполнительницы роли Китри, обыгрывая мнимую смерть Базиля, кокетничая с Дон-Кихотом или издеваясь над незадачливым Гамашем, оказывалась ненужной, как только вступал в свои права танец Семеновой. Исчезала бытовая мишура и во всем блеске выступала выразительность танца артистки. Вдохновенная, необыкновенно пластичная, с благородной грацией движений, гордая, обольстительная Китри! Скорее не дочь трактирщика, а прекрасная, чуть надменная Дульцинея — воплощение мечты восторженного Дон-Кихота. Блестяще проводила артистка знаменитое па-де-де последнего акта, воплощая в его исполнении самую природу русской школы классического танца.

Превосходным партнером Семеновой был В. Чабукиани в роли Базиля, выступавший в Большом театре как гастролер. Необычайный по своей гармонии и единству стиля ансамбль этих артистов до сих пор остается непревзойденным. Большой жизнеутверждающей силой наполняет характер Китри О. Лепешинская, актриса большого сценического обаяния и яркого темперамента. Техника классического танца в этой партии доводится Лепешинской до совершенства. Вариации Китри, ее дуэты с Базилем восхищают большой экспрессией и чеканной отделкой движений. Большое внимание уделяет Лепешинская сценическому образу Китри, тщательно продумывая детали характеристики своей героини. Дон КихотКитри в исполнении Лепешинской — задорная, любопытная и бойкая резвушка, чувствующая себя легко и свободно в пестрой, шумливой толпе народа. Она — истинная дочь его, несущая в себе его жизнерадостность, юмор и любовь к свободе.

В партии Китри раскрылись особенности исполнительского стиля С. Мессерер: четкая графика танцевального рисунка, тщательная отделка каждого движения, точность и выразительность жестов. Мессерер исполняла партию с подлинным техническим блеском, однако без любования красотами формы, заботясь прежде всего о естественности сценического поведения. Мессерер старалась передать переживания простой испанской девушки, ее чистую любовь к Базилю, всю непосредственность и наивность выражения этого чувства, девичье упрямство и неприязнь к богатому жениху, притворное отчаяние в сцене мнимой смерти Базиля.

Партия Китри занимает большое место в творческой биографии М. Плисецкой, одной из ведущих балерин Большого театра. Художественной индивидуальности Плисецкой свойствен волевой, уверенный стиль исполнения, широкая и декоративная танцевальная манера, великолепная пластика и скульптурность хореографического рисунка. Роль Китри исполняется артисткой в приподнято торжественной, праздничной манере. Превосходно проводит Плисецкая сцены на площади и Адажио последнего акта, где во всем блеске раскрывается танцевальное мастерство балерины, достигается выпуклость и законченность каждой хореографической фразы. В партии Китри в исполнении Плисецкой преобладает рисунок — это кружевное плетение четких линий, развертывающихся в великолепный узор. В партии Китри с успехом выступают С. Головкина, Н. Тихомирнова; этой труднейшей партией успешно овладевает и молодая артистическая смена. Многочисленные исполнители роли Базиля сообщили этому образу черты оптимизма, энергии и мужественности. Вместе с тем можно говорить не только о создании ими определенного сценического характера, но и о ряде индивидуальных особенностей в трактовке этого образа отдельными исполнителями.

Продолжение...

Дон Кихот