Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете из книги "Большой театр СССР", 1958 г., Часть 3

Ранее: 1, 2.

Лебединое озероПоэтически-музыкальная постановка Горского сохранилась и до наших дней, лишь четвертое действие заново поставлено в последние годы А. Мессерером. Изменения претерпели также декорации. Художником спектакля является С. Вирсаладзе. «Лебединое озеро», как хореографическое произведение, дает исключительно широкий простор женскому классическому танцу. Немало русских балерин сменяющихся поколений запечатлели свое имя как исполнительницы партий Одетты — Одиллии. После Джури громадный успех в «Лебедином озере» имела Е. Гельцер. За последние двадцать пять лет москвичи видели в «Лебедином озере» М. Семенову и Г. Уланову, И. Тихомирнову, О. Лепешинскую, С. Головкину, а в самое последнее время — М. Плисецкую, Р. Стручкову. Строгий рисунок традиционных движений не мешал каждой артистке вносить в классический образ свои особые психологические оттенки, свои детали хореографического порядка. Об этом творческом подходе к образу девушки-лебедя хорошо писала Уланова: «Постепенно вслушиваясь в музыку, я находила какие-то новые танцевальные нюансы. У меня рождалось желание не просто хорошо и чисто выполнить ту или иную вариацию, а передать в танце, в движениях, в позах свое настроение, вызванное музыкой и содержанием балета».

Прекрасен и образ Зигфрида. Рисуя его, надо запечатлеть черты юноши, полного благородства, поэтического одушевления, изящества и мужественности. В Большом театре в последние годы мы видели в этой партии А. Мессерера, М. Габовича, Ю. Кондратова, Б. Хохлова и других. Каждый исполнитель стремился раскрыть в своей трактовке и земную страстность, и порыв к мечте. Когда осмысливаешь в целом историческое значение «Лебединого озера», становится ясным, что появление его на сцене утвердило новые принципы лирического балета, органически сочетающего реалистическое и романтическое начало. Музыкальная драматургия Чайковского с непререкаемой силой показала, что хореографическое искусство может и должно быть одним из ярких художественных средств воплощения жизненной правды. Каждый раз, когда слушаешь мелодии «Лебединого озера», когда взор приковывают белые видения Лебединое озеродевушек-лебедей, сердце наполняется какими-то неизведанными оттенками больших человеческих чувств. В этой свежести залог бессмертия «Лебединого озера». Оно никогда не «обмелеет», не зарастет зеленой ряской, но навсегда останется тем блестящим зеркалом вод, по которому будут плыть царевны-лебеди в певучих струях гениальной музыки Чайковского.

Нам остается добавить, что «Лебединое озеро» получило всемирную известность в исполнении иностранных артистов, а свою последнюю постановочную редакцию балетная группа Большого театра показала впервые во время своих лондонских гастролей осенью 1956 года на сцене Ковентгарденского театра. Здесь партию Одетты — Одиллии с успехом танцевали молодые танцовщицы Н. Тимофеева и Р. Карельская, а принца Зигфрида — молодой танцовщик Н. Фадеечев. Широкие круги английских телевизионных зрителей имели счастливую возможность видеть пластическую красоту и лирическую глубину Одетты в исполнении тончайшей балерины Г. Улановой, выступавшей во втором акте балета в студии Лондонского телевидения. В это же самое время «Лебединое озеро» не сходило и с репертуара Большого театра, где в параллельных спектаклях Одетту — Одиллию танцевали М. Плисецкая и С. Головкина. В этой балетной «повести о двух сердцах» гармонично сливались и звуки оркестра Чайковского, и гул оваций зрителей Москвы и Лондона, высоко оценивших правду чувства и высокое мастерство молодежи балета Большого театра.

 

Читайте также статьи: О балете "Лебединое озеро".

Лебедь.