Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

"Пиковая дама" из книги "Большой театр СССР" (1958 г.), Часть 1.

Пиковая дамаПиковая дама» — монументальная и глубоко реалистическая музыкальная трагедия — занимает место в ряду высших достижений русской культуры. Это одно из тех классических художественных произведений, которыми по праву гордится наш народ. Своим значением в русском искусстве «Пиковая дама» обязана и гению П. Чайковского, и гению А. Пушкина, повесть которого легла в основу либретто оперы, написанного братом композитора М. Чайковским.
В одном из писем Петра Ильича, относящемся к декабрю 1889 года, мы читаем: «...я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать месяца на 4 куда-нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для этой оперы «Пиковую даму» Пушкина».
В середине января 1890 года Чайковский выехал за границу и поселился во Флоренции. 19-м января помечена в дневнике Чайковского лаконичная запись: «Начал
оперу, и недурно». А через полтора месяца, 3 марта, вся опера была написана — правда, в виде фортепьянных эскизов; инструментовку «Пиковой дамы» Чайковский завершил уже в России в июне того же 1890 года.
В опере Чайковского пушкинский сюжет переосмыслен, ему придана иная направленность. Это не значит, что Чайковский отказался от основной идеи пушкинской повести — от обличения алчности, стяжательства. Трагедия Германа и Лизы — социальная трагедия. Их погубили, в конечном счете, условия и условности того общества, в котором они жили. Чайковский хотел видеть в своих операх таких действующих лиц, которых он мог бы любить и жалеть, как живых людей. Из писем Чайковского мы знаем, что он действительно любил и жалел Германа. Но, жалея Германа, создавая образ страдающего человека, Чайковский тем самым вызывает у слушателя протест против тех общественных условий, которые привели Германа к жажде богатства, к карточному столу и гибели. В таком претворении вошли в оперу Чайковского обличительные элементы повести Пушкина.
Пиковая дамаГерман Пушкина и Герман Чайковского во многом различны. У Пушкина Германом безраздельно владеет одна мысль: добиться богатства. Тайна Графини для него — путь к богатству, а любовь Лизы — путь к тайне Графини. Если у пушкинского Германа и есть какое-то чувство к Лизе, то оно ничтожно по сравнению с его страстью к деньгам. В опере Чайковского акценты перемещены. Любовь к Лизе — вот та страсть, которая целиком владеет Германом. Отсюда и вырастает основной драматический конфликт. Герману трудно осуществить свою
мечту — соединиться с Лизой. Полувоспитанница-полуприживалка в пушкинской повести, Лиза в опере превращена в ближайшую родственницу, внучку старой Графини. Между бедным офицером и девушкой из богатейшей аристократической семьи лежит пропасть социального неравенства. Эта пропасть углубляется и тем, что Лиза в опере — невеста (в повести Лиза свободна, у нее нет ни жениха, ни возлюбленного). И жених ее — богатый и знатный князь Елецкий, с которым Герману трудно соперничать.
Для Германа в опере Чайковского богатство сначала отнюдь не цель, а средство; средство преодолеть различие в общественном положении между ним и Лизой. Потому его и влекут карты, о которых он (в отличие от пушкинского Германа) до встречи с Лизой не думал. Лишь постепенно в сознании Германа мысль о Лизе сначала сливается с мыслью о богатстве, а затем вытесняется ею.
Развитие этой внутренней борьбы, постепенное подчинение Германа маниакальной идее о тайне карт составляют основную сюжетную линию оперы. С драмой Германа сплетается драма Лизы; жизнь ее бесповоротно разбита Германом. Таким образом, в опере Чайковского на первый план выдвинута трагедия Германа и Лизы — трагедия молодых людей, взаимная любовь которых встречает непреодолимые препятствия. Музыка Чайковского раскрывает трагедию Германа и Лизы с величайшей художественной мощью. Именно трагические сцены — лучшие в опере. Встреча Германа с Графиней в спальне Графини, явление призрака в казарме, встреча Лизы с Германом у Канавки, игра в карты и смерть Германа в игорном доме — все эти сцены принадлежат к вершинам мировой оперной классики. Глубоко драматичны такие эпизоды, как баллада Томского и квинтет Германа, Елецкого, Томского, Графини и Лизы в Летнем саду. Не меньшее впечатление производят лирические страницы оперы — два ариозо Германа («Я имени ее не знаю» и «Прости, небесное созданье») и ариозо Лизы («Откуда эти слезы»). Совершенно иной мир — сцены, переносящие слушателя в атмосферу XVIII века: пастораль, дуэт Лизы и Полины («Уж вечер»). По мелодическому богатству, по цельности и динамизму музыкальной драматургии, по яркости и красочности оркестра «Пиковая дама» занимает первое место среди опер Чайковского.

Продолжение...