Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

"Пиковая дама" из книги "Большой театр СССР" (1958 г.), Часть 2.

Ранее: 1.

Пиковая дамаНа первом представлении «Пиковой дамы», состоявшемся в Мариинском театре 7 декабря 1890 года, партии Германа и Лизы пели Н. и М. Фигнер. В спектакле приняли участие И. Мельников (Томский), Л. Яковлев (Елецкий), М. Славина (Графиня). Дирижировал Э. Направник. Ставил спектакль режиссер О. Палечек. У аудитории Мариинского театра «Пиковая дама» имела редкий успех. Петербургская печать, в которой «задавали тон» реакционные критики В. Баскин, М. Иванов и Н. Соловьев, не проявила проницательности в оценке «Пиковой дамы». Справедливую, вдумчивую и серьезную оценку опера Чайковского получила впервые у видного московского критика Н. Кашкиыа, который присутствовал на первых спектаклях в Мариинском театре.
Через несколько дней после петербургской премьеры, 19 декабря 1890 года, состоялось, в присутствии автора, первое представление «Пиковой дамы» в Киеве. Дирижировал И. Прибик. Из исполнителей выделялись М. Медведев — Герман и Тартаков — Елецкий. Об успехе «Пиковой дамы» в Киеве можно судить по письму Чайковского к брату: «Третьего дня было первое представление «Пиковой дамы». По восторженности приема смешно даже сравнить Киев с Петербургом. Это было что-то невероятное. Ежедневно мне делают здесь овации по разным случаям».
Первая постановка «Пиковой дамы» в Большом театре в Москве состоялась 4 ноября 1891 года. Автор принимал участие в репетиционной работе и присутствовал на премьере. Дирижировал И. Альтани. Главные роли были поручены выдающимся артистам — М. Медведеву (Герман), перешедшему из Киева в Москву, М. Дейша-Сионицкой (Лиза), П. Хохлову (Елецкий), Б. Корсову (Томский) и А. Крутиковой (Графиня). Петр Ильич писал о московской постановке: «Пиковая дама» прошла прекрасно; ансамбль выше всяких похвал, Дльтани был неузнаваем. Постановка роскошна и немногим беднее петербургской. Больше всех мне понравилась Сионицкая. Медведев был очень хорош, но воспоминание о Фигнере будет портить всякое исполнение партии Германа». Кроме названных Чайковским артистов, пресса отмечала исполнение Крутиковой партии Графини.
Пиковая дамаРамки нашей статьи не дают возможности рассказать историю сценической жизни «Пиковой дамы». Скажем лишь несколько слов об истолковании «Пиковой дамы» наиболее выдающимися певцами, режиссерами и дирижерами — преимущественно на сцене Большого театра в Москве.
Огромна и ответственна задача оперного дирижера, музыкального руководителя постановки, помогающего артистам найти верные музыкально-сценические образы, определяющего общую музыкальную концепцию спектакля, вместе с режиссером создающего единое «сквозное действие».
Было бы несправедливостью пройти мимо первого исполнителя «Пиковой дамы» — друга Чайковского и великолепного исполнителя его произведений Э. Направника. Э. Старк находит, что именно в операх Чайковского — в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме» — «Направник довел свое исполнение до пределов совершенства... Везде музыкальное звучание у Направника создавало подобие живой речи, и потому-то мир сложных образов и больших страстей, воплощенный в музыке Чайковского, раскрывался с такой полнотой и так властно захватывал собой слушателя».
В Москве лучшими интерпретаторами «Пиковой дамы» были дирижеры Большого театра В. Сук и С. Рахманинов. В своем творчестве Рахманинов опирался на традиции русской музыкальной классики и прежде всего — Чайковского. Естественно, что и Рахманинову — исполнителю, пианисту и дирижеру — было близко творчество Чайковского. Рахманиновское истолкование симфоний Чайковского, некоторых его фортепьянных пьес принадлежит к высшим достижениям музыкально-исполнительского искусства. То же можно сказать и о рахманиновской интерпретации «Пиковой дамы».
Рахманинов впервые дирижировал «Пиковой дамой» в 1904 году в Большом театре. Спектакли под управлением Рахманинова на чутких слушателей произвели впечатление крупнейшего события русской театральной жизни. Рахманинов умел воодушевлять певцов, умел показать все богатство оркестровой палитры Чайковского, раскрыть глубину трагедии, развертывающейся в опере. Великий симфонист Рахманинов, как никто другой, умел своим исполнением выявить стройность и последовательность музыкальной драматургии «Пиковой дамы».

Продолжение...

Пиковая дама