Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Об опере "Царская невеста" (1958 г.). Часть 3.

Ранее: 1, 2.

Царская невестаСледующая постановка «Царской невесты», осуществленная режиссером Б. Покровским, была приурочена к столетию со дня рождения Н. Римского-Корсакова и состоялась 23 марта 1944 года. Дирижировал по-прежнему Л. Штейнберг, танцы были поставлены тем же В. Вайноненом. От прежней постановки сохранились декорации и костюмы Б.Кустодиева. Изменился, однако, состав исполнителей. Партию Собакина пел М. Михайлов, Марфы — В. Барсова, Грязного — П. Медведев, Любаши — М. Максакова, Лыкова — А. Орфенов.
Этот перечень далеко не исчерпывает артистов и дирижеров, участвовавших во всех спектаклях «Царской невесты». Так, например, в последующие
годы оперой дирижировал А. Мелик-Пашаев. Среди наиболее выдающихся исполнителей партий оперы следует прежде всего назвать Е. Степанову и С. Мигая. Е. Степанова, обладательница редкого по красоте голоса и совершенной вокальной техники, создала глубоко волнующий образ Марфы. Многим памятен яркий сценический талант С. Мигая, в числе лучших достижений которого была роль Грязного. Необходимо также отметить замечательных певиц следующего, после Е. Стецановой и С. Мигая, поколения артистов Большого театра, участников спектакля «Царская невеста». Это — исполнители партии Марфы Г. Жуковская и Н. Шпиллер, партии Любаши — М. Максакова и В. Давыдова.
В игре Н. Шпиллер, чьи вокальные и актерские данные как нельзя лучше подходили к образу Марфы, поражал тонкий сценический рисунок роли, продуманной и прочувствованной до мельчайших, казалось бы, самых незначительных деталей. В своей трактовке роли Н. Шпиллер подчеркивала как яркость и полнокровность чувств Марфы, так и тяжесть сокрушающего удара, потрясшего и погубившего ее.
Царская невестаЛюбаша, одна из труднейших меццо-сопрановых оперных партий, нашла в лице М. Максаковой превосходную исполнительницу. Заключительные сцены первого действия (с Грязным) и особенно сцены второго действия (с Бомелием) М. Максакова проводила с подлинно творческим подъемом. Как бы ни была несчастна Любаша, она совершает преступление. И преступление тем более ужасно, что направлено оно против Марфы, а ведь Любаша знает, что Марфа не любит Грязного и не помышляет отнять его у нее. Душевное состояние своей героини, сложную борьбу ее чувств, мучительную сцену с Бомелием М. Максакова передавала на высоком драматическом уровне. Любаша — Максакова вызывала горячее, не меньшее, чем Марфа, сочувствие слушателей. И в этом была огромная заслуга талантливой актрисы.
В 1955 году Большой театр приступил к работе над новой постановкой оперы, порученной режиссеру Ю. Петрову. Премьера состоялась 29 декабря того же года. Дирижирует спектаклем Е. Светланов, танцы поставлены И. Смирновым, декорации выполнены художниками Ф. Федоровским, Н. Федоровской. Основные партии исполняли: Собакина — М. Михайлов, Марфы — Н. Гусельникова, Грязного — Алексей Иванов, Любаши — Л. Авдеева, Лыкова — А. Соколов. В других спектаклях партии Марфы пели — Е. Шуйская, Т. Сорокина, В. Фирсова; Грязного — П. Лисициан, Ю. Галкин, Е. Кибкало; Любаши — К. Леонова; Лыкова —В. Калужский; Собакина — В. Гаврюшов и И. Михайлов. Лучшими актерскими достижениями последней постановки надо признать исполнение роли Марфы Н. Гусельниковой и Е. Шуйской.
Успех этого спектакля в значительной степени был обусловлен смелым выдвижением молодежи, проводящимся в Большом театре. Так, например, наряду созрелым, талантливым мастером сцены Е. Шуйской роль Марфы исполняет Т. Сорокина, вступившая в труппу театра лишь в 1954 году; партия Грязного поручена Алексею Иванову и одновременно недавнему выпускнику консерватории Е. Кибкало. Дирижирование «Царской невестой» — всего лишь вторая работа в театре молодого и одаренного музыканта Е. Светланова.
Постановщик последней сценической редакции оперы Ю. Петров не мог, конечно, пройти мимо работы своих предшественников — В. Раппопорта и Б. Покровского. Однако в работе Ю. Петрова чувствуется стремление по-своему раскрыть идейное содержание «Царской невесты», внести новое в ее сценическое решение. Во многом это ему удалось. Режиссером ярко представлены массовые сцены первого, второго и третьего действий, Особенно сцены, связанные с образами опричников, к числу которых принадлежит и Грязной. Сильное впечатление оставляет хор опричников на пирушке у Грязного. Живописно и эффектно расположены многочисленные участники сцены: впереди, как бы крупным планом, — опричники во главе с Малютой Скуратовым и Грязным; по сторонам и в глубине — остальные гости и люди Грязного. И вместе с тем здесь чувствуется большая внутренняя динамика действия.

Продолжение...