Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Юрия Жданова (1958 г.)

Юрий Жданов«Помню, как кропотливо готовил он свою первую большую партию, — рассказывает Р. Захаров, — с какой страстью и увлечением окунулся в работу, сколько у него было сомнений и переживаний,когда что-либо не удавалось, сколько радостных часов творчества...» Выгодная для этой роли внешность, большое драматическое дарование позволили молодому артисту создать убедительный пушкинский образ. Искренний, правдивый, наполненный большими человеческими чувствами и душевной теплотой Евгений — Жданов трогал сердце зрителя. Выступлению в этой роли на сцене предшествовала углубленная работа. Жданов много думал, вживался в роль. Как-то, перечитывая «Медного всадника», он обратил внимание на напечатанный в пушкинском томике набросок текста задуманной поэмы «Езерский». Пушкиным были написаны всего двадцать четыре строки, но они содержали законченную характеристику Евгения, которая очень помогла Жданову создать искренний и живой образ: Не будем прихотей мы знать, По воскресеньям летом в поле С Парашей буду я гулять; Местечко выпрошу; Параше Препоручу хозяйство наше И воспитание ребят. И станем жить — и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба И внуки нас похоронят...

В этих строках весь Евгений с его скромным жизненным идеалом, робкими мечтами, целиком поглощенный своей трогательной и чистой любовью к Параше. Жданову удалось в очень выразительных танцевальных движениях передать робость Евгения во время первого свидания, его нежные признания. Тонко показывает артист, как неожиданная трагедия врывается в крохотный счастливый мирок Евгения и безжалостно разрушает его, отнимая у юноши Парашу, гибнущую в разбушевавшейся Неве. Сознание героя помутилось от горя; ему мерещится образ любимой, которая снова оказывается рядом с ним. Он опять счастлив, но это лишь призрак счастья. Все исчезает, и его рука, которая, казалось, только что нежно гладила руку Параши, безжизненно падает. В особенности хорош Жданов в сцене, когда незаметный робкий чиновник под влиянием страшной утраты внезапно преображается и смело грозит Юрий Ждановсамодержцу. Вслед за «Медным всадником» Юрий Жданов исполняет партию принца Дезире в балете Чайковского «Спящая красавица». Он стремится и этот образ наполнить человеческими чувствами, насытить его достоверными жизненными чертами. Большим этапом в творческой жизни артиста явилась начавшаяся в 1951 году совместная работа с выдающейся балериной Г. Улановой.

«Мне пришлось пересмотреть уже созданные роли, — говорит артист, — Галина Сергеевна подсказала мне совсем новые мысли, раскрыла по-особому детали партии. Самое существенное, что это были не технические указания, а очень своеобразное, чисто «улановское» постижение образа, насквозь эмоциональное, очень жизненное, хотя и по-особому возвышенное. Уланова на сцене не только сама преображается, но преображает и партнера, точно заражая его своим творческим волнением». Неоценимую помощь Жданову оказала Г. Уланова в создании партии Ромео, которая явилась важной вехой на его сценическом пути. Артистка помогла ему найти жизненно убедительные танцевальные штрихи, способствовавшие созданию романтически приподнятого образа. Жданов был по-настоящему влюблен в роль Ромео. Это было чувство, пожалуй, не менее пылкое, чем любовь Ромео к Джульетте... И эта «одержимость» ролью помогла ему находить новые хореографические решения, жесты, положения, которые углубляли правдивость образа. Ромео Жданова — благородный, чистый юноша, обуреваемый любовью, ради которой он способен на любую жертву, даже если это будет его собственная жизнь. Это всепоглощающее чувство ему удалось выразить в мужественном и патетическом танце, отлично гармонирующем с внутренним содержанием партии. В совместной работе с Улановой созданы Ждановым также роли Ма Ли-чена в «Красном маке» и графа Альберта в «Жизели». Должно быть отмечено и его выступление в партии Антуана Мистраля, которую он с успехом исполняет в балете «Пламя Парижа».

Юрий ЖдановИнтересны работы Юрия Жданова в кино. Он снимался в роли Вацлава в сценах из балета «Бахчисарайский фонтан», но наиболее впечатляющей его работой вновь оказался образ Ромео в фильме-балете «Ромео и Джульетта». Здесь ярко проявилось его драматическое дарование, которое помогло сконцентрировать внимание зрителя на душевных переживаниях героя, несмотря на то, что в фильме действие было вынесено из тесных рамок декораций на широкие просторы натурной съемки. Чарующие пейзажи, красивая природа не оттеснили на второй план события великой шекспировской трагедии. В этом сказалась не только эмоциональная сила прокофьевской музыки, но и сила таланта Г. Улановой и ее партнера Ю. Жданова. Заметим попутно, что Жданов влюблен в природу и успешно занимается живописью. Он — автор тонких, задушевных пейзажей, украшающих стены его квартиры. Здесь и величественные ленинградские просторы, и задумчивое очарование подмосковного Абрамцева, и Загорская Лавра, и сказочная зелень Поленова, и романтические виды Монмартра.

Еще в 1950 году, на выставке П. Кончаловского, Ю. Жданова поразило радостное полнокровие палитры этого замечательного художника. Особенно большое впечатление произвели на него великолепные этюды Адриатического моря, которые, по его собственным словам, пробудили в нем желание стать художником. Разместившись на складном стульчике перед мольбертом, где-нибудь на берегу озера, в буйных зарослях камыша или на зеленом пригорке, окруженном лесом, Жданов набрасывает этюд за этюдом, черпая в красоте природы ту тонкость чувства, которая так необходима ему на сцене. Жданов принимал участие в большом количестве гастрольных поездок по Советскому Союзу. Его хорошо знают в Ленинграде, Минске, Свердловске, Одессе, Казани и других городах. Неоднократно выезжал он и за границу, с большим успехом выступая в странах народной демократии (Польша, Албания, Румыния, Германская Демократическая Республика) и во Франции. За плодотворную работу в области развития советского хореографического искусства Ю. Т. Жданов награжден орденом «Знак Почета». В 1955 году ему присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.