Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Дон Кихот" из книги "Большой театр СССР", 1958 г., Часть 2

Ранее: 1.

Дон КихотПодлинными героями балета становятся веселая Китри и ее друг Базиль, уличная танцовщица и бесстрашный эспада, грациозная Дульцинея, Пикилья и Жуанита и другие участники бесхитростных шалостей прелестной дочери трактирщика и ее возлюбленного. Бравурная партия Китри увлекает нас гораздо сильнее, чем трагикомические приключения незадачливого рыцаря печального образа. Несмотря на то, что многие постановщики стремились выдвинуть образ Дон-Кихота на первый план — «приблизить его к первоисточнику Сервантеса» — это никогда полностью не удавалось, потому что лишенная глубокого содержания роль эта не может стать действенной и вместить сложные переживания и движения души Дон-Кихота. Не помогает этому и специальный пролог балета, в котором показывается, как бедный рыцарь, начитавшись романов, собирается в путь за своей мечтой. Зритель забывает о нем, увлекаясь красочным зрелищем дивертисмента, составляющим основу происходящего далее. Однако было бы неверным сводить все значение этого балета только к демонстрации искусства танца.

Нельзя не отнестись с уважением к попыткам многих постановщиков «Дон-Кихота» связать все составные части спектакля в гармоничное целое, усилить сюжетно-драматическую линию балета, внести осмысленность в поведение главных действующих лиц. Если с этой точки зрения проследить сценическую историю «Дон-Кихота», то, как это ни странно, окажется, что одной из самых интересных и последовательных в этом смысле редакций данного произведения была первая (на музыку Минкуса), сочиненная и поставленная балетмейстером М. Петипа на сцене Большого театра еще в 1869 году. В основе балета лежала четко выявленная, углубленная драматургия. Спектакль развертывался как единое действие, танцы органично и естественно вытекали из сценических событий. Роль Дон-Кихота служила в спектакле как бы внутренней пружиной для развития интриги. В партиях Китри и Базиля выступали артисты А. Собещанская и С. Соколов. Однако уже в 1871 году, когда Петипа ставит «Дон-Кихота» в Петербурге, он отказывается от этой редакции и идет по привычному и более эффектному пути балетного дивертисмента, добиваясь предельной красочности, динамичности и яркой театральности зрелища. Но и в московской редакции балета М. Петипа не ставил себе задачей показать реальную Испанию Сервантеса, с этнографически верными деталями, с танцами, близкими народным, хотя в спектакле, несомненно, и отразились впечатления от путешествия балетмейстера по Испании (картина народного праздника в Барселоне, частично сохранившаяся в поздней постановке «Дон-Кихота» А. Горского). Самый стиль балета был совсем не натуралистичен. Наоборот, М. Петипа добивается такой стилизации народных испанских танцев, которая была близка условности классического танца и придавала хореографии спектакля необходимое единство. Балетмейстер А. Горский в 1900 году заново переосмысливает «Дон-Кихота», преследуя уже другие художественные цели. Находясь под влиянием передовых идей Художественного театра, Мамонтовской оперы, Горский стремится к цельности художественного образа всего спектакля. Его интересуют вопросы «жизненной правды» в хореографическом искусстве, новые приемы оформления. Он приглашает для работы над «Дон-Кихотом» лучших художников-декораторов К. Коровина, А. Головина и Н. Клодта.

Дон КихотВ новой редакции балета Горский ищет «художественную правду» спектакля в правде самой жизни, в верности эпохе. Он изучает архитектуру, костюмы, обычаи и народные танцы Испании, историю и литературу страны, наконец, — и, пожалуй, это самое главное, — Горский ищет в спектакле драматическую выразительность и характерность образов, естественность и эмоциональность массы. Отсюда следуют и поиски новых выразительных средств хореографии и режиссуры, новых форм танца. Однако при постановке «Дон-Кихота» эстетические принципы Горского не могли не столкнуться со старыми балетными традициями. Сценарий и музыка балета, хореографические композиции Петипа, которые балетмейстер сознательно хотел сохранить, не могли удовлетворить всем требованиям «гармонической целостности» спектакля, ставившейся балетмейстером во главу угла. Все же, несмотря на наличие в балете разнородных компонентов, Горскому удалось найти для них единый хореографический стиль и добиться выразительности пластического рисунка спектакля. Этому во многом помогли талантливо задуманные и выполненные живописные декорации и костюмы. Заслуга Горского и в том, что ему удалось оживить старую дивертисментную форму спектакля, сообщить ему внутреннюю содержательность, «поэзию и чувство», как отмечалось в прессе. Тщательная разработка мизансцен, усиление драматургических линий основных танцевальных образов, кропотливая работа над массовыми сценами, забота об игровой стороне спектакля привели к тому, что он наполнился подлинной взволнованностью, экспрессией и динамикой. Действие развивалось непрерывно и естественно.

Продолжение...

Дон Кихот