Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Дон Кихот" из книги "Большой театр СССР", 1958 г., Часть 3

Ранее: 1, 2.

Дон КихотГорский несколько раз возобновлял «Дон-Кихота» (последняя редакция относится к 1906 году), добиваясь лаконичности и драматической действенности спектакля. Славу «Дон-Кихота», как одной из самых удачных постановок Горского, по праву разделили и его талантливые исполнители: Л. Рославлева, Е. Гельцер, В. Кригер — Китри; В. Тихомиров, М. Мордкин, Л. Жуков, В. Смольцов —. Базиль; С. Федорова, М. Рейзен — уличная танцовщица; М. Мордкин, Л. Лащилин, Н. Ларионов — эспада; Н. Домашев, В. Цаплин — Санчо Панса. Исполнительница партии Китри — Л. Рославлева — определила в основном образ этой роли: его особую жизненную темпераментность и поэтическую грацию. Однако, сохраняя общность основного рисунка образа Китри, многочисленные исполнительницы этой партии вносили много нового и своеобразного в характеристику героини балета. Одной из самых одухотворенных и выразительных исполнительниц партии Китри была Е. Гельцер.

Огромным достоинством этой замечательной балерины было глубокое проникновение в существо роли, строгий отбор выразительных средств. Эти качества помогли ей уйти от соблазна показать в эффектной танцевальной партии Китри прежде всего свою виртуозную технику. Для Гельцер были важны не только танцевальные куски роли, но все то художественное целое, из которого складывался образ. Как отмечала критика, Гельцер наиболее удавались танцы и игровые эпизоды на площади Барселоны, пантомимная сцена в таверне и заключительное па-де-де последнего акта, то есть наиболее драматичные моменты, где артистка могла раскрыть внутренние психологические черты образа, прибегнуть к выразительности не только танца, но и мимики.

В исполнении Гельцер Китри была простой испанской девушкой, покорявшей своим грубоватым темпераментом, порывистостью и непосредственностью натуры. Артистка подчеркивала связь Китри с толпой, добиваясь единого стиля в исполнении ведущей партии с живой и естественной трактовкой массовых сцен. Вместе с тем Гельцер нисколько не обедняла образа, заботясь о сохранении благородства стиля, поэтичности и одухотворенности классического танца.

Дон КихотИнтересной исполнительницей партии Китри была В. Кригер. На первый план артистка выдвигала хореографические достоинства партии. Как будто из оков долгого плена вырывалась она на сцену в первом акте и, боясь потерять хотя бы мгновение в бездействии, наслаждалась танцем. Бравурность, энергия и стремительность наполняли движения танцовщицы. Резкие изгибы корпуса, молниеносные отточенные туры, широкие волевые прыжки поражали чистотой рисунка и внутренней экспрессией. Однако бурный темперамент, внешняя эффектность исполнения артистки иногда мешали художественному восприятию образа в целом.

 

Артистическая индивидуальность Кригер оттеняла в образе оптимистическое земное начало. Это была ликующая, переполненная жизненными силами Китри, не знающая преград и сомнений, подчинявшая все своей воле. «Дон-Кихот» в редакции Горского существовал на сцене Большого театра вплоть до 1940 года. За это время многие талантливые артисты выступили в ведущих партиях этого балета. Знаменитая «четверка» — Л. Банк, Н. Подгорецкая, В. Кудрявцева и А. Абрамова — была украшением спектакля. Партию Базиля исполняли лучшие танцовщики — Л. Жуков, В. Смольцов, Н. Тарасов. Замечательным эспадой был Л. Лащилин. В течение долгой сценической жизни балет «Дон-Кихот» подвергся значительным изменениям. После смерти А. Горского балетмейстеры «подправляли» на свой вкус мизансцены, исполнители вносили новые движения в партии, живописные декорации К. Коровина и А. Головина время от времени «подновлялись», теряя свою первоначальную форму, исчезла и «атмосфера» спектакля Горского.

В 1940 году коллектив балета Большого театра осуществляет новую постановку «Дон-Кихота». Авторы новой редакции балета — Р. Захаров и А. Монахов — стремились сохранить все то ценное и высокохудожественное, что привлекало в спектакле Горского, и еще больше усилить сюжетно-драматическую линию балета. Был восстановлен пролог балета, заново поставлены некоторые сцены в таверне и у мельницы, введены новые танцы на музыку В. Соловьева-Седого (пляска с гитарами, джига и цыганский танец). Заново написаны декорации художником В. Рындиным. Несмотря на существенное изменение как хореографии, так и режиссуры спектакля, постановщикам удалось восстановить характерные черты прежней редакции «Дон-Кихота», сохранить увлекательную праздничность и танцевальность балета.

Продолжение...

Дон Кихот