Легкий, воздушный танец А. Мессерера с упругими свободными прыжками, изящный и безупречный по рисунку, оттеняет в образе Базиля лирико-комедийное начало. В исполнении Мессерера Базиль — ловкий, обаятельный парень, неутомимый весельчак и выдумщик. А. Ермолаев рисует образ энергичными штрихами, смелыми красками. Его Базиль — своеобразный балетный Фигаро, энергичный, дерзкий и победоносный. Буйному, порывибтому танцу Ермолаева как будто тесно в рамках этой партии и, полный нетерпеливости и мужественной силы, он рвет сковывающие путы традиции, властно утверждая свою яркую исполнительскую манеру. Прекрасная сценическая внешность, благородство и скульптурность танцевальной формы, четкий жест и мимика М. Габовича сообщили образу Базиля большое обаяние и выразительность. В исполнении М. Габовича всегда чувствовалось стремление не только ярко передать пластический рисунок образа, но и раскрыть психологию этого остроумного и находчивого цирюльника.
Ю. Кондратов вносит в исполнение роли Базиля свойственные его таланту простоту и искренность. Его Базиль очень далек от традиционных балетных испанцев с гипертрофированными страстями. Это живой, веселый, энергичный юноша, умеющий крепко любить и отстаивать свое счастье.
Одним из самых обаятельных и интересных исполнителей роли эспады является С. Корень. Статный, ловкий, чуть иронический и капризный тореадор, с улыбкой встречающий опасность, — таким рисует Корень своего героя. Гибкие, упругие движения артиста дополняются великолепной мимикой и виртуозной игрой на кастаньетах, подчеркивающих характерность образа. Танец Кореня приближается (насколько это позволяет музыка и стиль хореографии) к народной интерпретации испанских плясок.
«Дон-Кихот» — это своеобразный смотр талантов артистов балета Большого театра, соревнование лучших его исполнительских сил. Каждый участник этого яркого и праздничного спектакля вносит свою краску в общую палитру балета: изящные, кокетливые уличные танцовщицы Р. Карельская и Л. Черкасова, пламенные цыганки Я. Сангович и Н. Симонова, Мерседес — В. Галецкая и Н. Капустина и многие другие. Как контраст этому сверкающему потоку танцевальных партий в балете проходят две пантомимные роли собственно героев этого произведения — Дон-Кихота и Санчо Панса. Для того, чтобы эти трудные и маловыигрышные роли, связывающие воедино сюжет балета, могли как-то противостоять эффектным танцевальным партиям, необходима образная и яркая игра актеров. А. Радунский и В. Смольцов, уже много лет исполняющие роль Дон-Кихота, скупыми средствами мимики и жеста передают внутреннюю драматичность этого образа. Дон-Кихот В. Смольцова — восторженный мечтатель, благородный, полный решимости и отваги, но витающий в мире своей фантазии, а поэтому смешной и нелепый в своих поступках. А. Радунский рисует Дон-Кихота более общительным и активным. Его герой не лишен юмора, он более реально воспринимает мир.
Замечательный по силе выразительности образ Санчо Панса создал В. Рябцев. Талантливая драматическая игра этого актера делала образ злополучного оруженосца Дон-Кихота одним из самых запоминающихся в спектакле. Рябцев лепил образ сочными, яркими мазками, его Санчо Панса напоминал героев Рабле, веселых и прожорливых, ленивых и добродушных, иногда радостных, иногда печальных, но всегда мудрых в своей непосредственности восприятия жизни. Исполнительский стиль советских мастеров балета придал незатейливому сюжету «Дон-Кихота» новые черты.
Талантливые артисты — участники этого спектакля меньше всего поражают зрителя изощренной техникой и внешними эффектами. Их целью всегда является образность и одухотворенность танца, техника у них лишь верный помощник в руках художника, создающего сценический характер. Даже в таком по существу дивертисментном балете, как «Дон-Кихот», поиски логичности и осмысленности сюжета, создание живых развивающихся характеров говорят о том, что советский балет прежде всего стремится к содержательности. Отсюда и та проникновенная воодушевленность и естественность, которыми отличается мастерство лучших его представителей.