Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Пламя Парижа" из книги 1958 года. Часть 2.

Ранее: 1.

Пламя ПарижаБольшая историческая тема французской революции оказалась чрезвычайно благодарной для хореографического спектакля. Острый социальный конфликт между «третьим сословием» и монархическим дворянством, яркий национальный колорит, широкое участие народных масс — все это создавало богатые предпосылки для постановки яркого, интересного, содержательного балета. Основным героем балета является народ, который предстает в многогранных проявлениях своих чувств и стремлений. Возмущение произволом и притеснениями аристократов вырастает у него в осознанное активное сопротивление (первый акт); полный угрозы и гнева, народ идет на штурм королевского дворца (третий акт), торжественно и радостно празднует свою победу (четвертый акт, вторая картина). В основу музыкальной и хореографической драматургии балета «Пламя Парижа» положен принцип конфликтного противопоставления народа реакционному дворянству. Музыкальная композиция балета представляет в основе своей творческую обработку подлинных музыкальных материалов изображенной в балете эпохи. Этот метод обработки и стилизации музыкально-исторических источников в целях наиболее точного воспроизведения колорита эпохи применялся Б. Асафьевым и в некоторых других его балетах («Утраченные иллюзии» и др.). Использование подлинных музыкальных материалов не превращается у Асафьева в бесстрастный подбор цитат. Его произведение одухотворяет высокая идейность, эмоциональное, активное отношение советского художника к изображаемым событиям. Создавая музыку монументального народно-героического спектакля, Асафьев сосредоточил все внимание на изображении социального конфликта и поставил перед собой задачу дать обобщенную характеристику народа, с одной стороны, и монархического дворянства, — с другой. В центре балета образ коллективного героя — народа, поднявшегося на борьбу против своих угнетателей.

Пламя ПарижаДля обрисовки народа композитор использует французские народные песни и танцы, а также фрагменты из произведений тех композиторов, чье творчество было вдохновлено идеями французской революции. Особенно большую роль в драматургии балета играют песни французской революции «Марсельеза», «Са ira» и «Карманьола», которые даны как музыкальное выражение революционных настроений народа, его героического пафоса. Под звуки «Марсельезы», этого бессмертного гимна французской революции, держит свой путь к Парижу знаменитый Марсельский батальон, который стал во главе народных масс, штурмовавших Тюильрийский дворец (финал первого акта). Как напоминание о силе народного гнева звучит «Марсельеза» за стенами Версальского дворца, в котором готовится контрреволюционный заговор против народа (финал второго акта). Выражением оптимизма, веры народа в свои силы служит французская народная массовая песня «Сa ira», с которой народ идет на штурм Тюильрийского дворца (финал третьего акта) и с которой он празднует свою победу (финал четвертого акта). Большой творческой удачей композитора является использование в балете хора, который исполняет эти песни. Введенный в кульминационные моменты спектакля хор органично вытекает из героического характера самого действия и увеличивает его впечатляющую силу. Впервые в балетном спектакле новаторски примененный хор приобрел столь значительную роль. Асафьев показал, что драматургически оправданное использование хора не только не нарушает жанра балета, но чрезвычайно усиливает его эмоциональное воздействие.

Выражением мужественной силы и оптимизма французского народа, наряду с песнями французской революции, служит «Фарандола», а также марсельский народный танцец, созданные композитором на фольклорном материале, и баскский танец. Лагерь контрреволюции Асафьев характеризует фрагментами из оперно-балетных произведений композиторов придворного театра XVIII века, наиболее ярко выразивших эстетические вкусы аристократии.

Продолжение...