Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Пламя Парижа" из книги 1958 года. Часть 3.

Ранее: 1, 2.

Пламя ПарижаОдним из важных условий успеха спектакля явилось глубокое истолкование замысла композитора оркестром Большого театра под управлением дирижера Ю. Файера. С большим художественным тактом и чувством стиля дирижер подчеркивает динамичные контрасты между живой и полнокровной народной музыкой — и манерной, холодной музыкой, характеризующей феодальное дворянство. Акцентируя противоположную направленность этих двух культур, оркестр во многом способствует выявлению основной идеи спектакля. Серьезные достоинства музыки балета «Пламя Парижа» — ее народно-танцевальный характер, мелодичность — явились в свое время заметным шагом к утверждению реалистического стиля в советском балетном театре. Балет «Пламя Парижа» создавался в те годы, когда особенно усилилась борьба реалистического и формалистического направлений в советском балете. Сторонники формалистического направления подвергали сомнению ценность классической системы танца. Наиболее полным выражением современного мироощущения в пластике они считали танец, состоящий из набора механических движений акробатического характера. Такая тенденция модернизации хореографического языка несла в себе серьезную опасность его идейного и профессионального обеднения.

Балет «Пламя Парижа» стал этапным в утверждении реалистического направления советской хореографии, он вновь поднял и продемонстрировал все богатство выразительных средств классического танца, его широкие возможности для отображения нового содержания. Балетмейстер В. Вайнонен проявил немало выдумки в разнообразном использовании приемов классического танца. Он обращается к его живой художественной образности как средству выражения чувств народа и применяет его в гротескно-пародийном плане для характеристики придворного быта. Особенно наглядно это выявлено во втором акте балета, где сцена придворного спектакля с его безжизненно-аллегорическими образами непосредственно переходит в сцену контрреволюционного заговора, свидетельницей которого становится актриса Диана Мирель. Только что игравшая в придворном спектакле роль Пламя ПарижаАрмиды, Диана Мирель предстает здесь защитницей интересов народа. Холодное и манерное Адажио Армиды представляет разительный контраст в сравнении с драматичным, полным глубокого человеческого горя Адажио Дианы Мирель, скорбящей над телом своего убитого друга-актера.

Широко использовал балетмейстер и яркую выразительность характерного танца. В то время как в дореволюционном балете характерному танцу отводилось место преимущественно в дивертисменте, чаще всего не игравшем существенной роли в развитии действия, советские балетмейстеры, и в частности Вайнонен, сделали его носителем идейно-эмоционального содержания балета. Достаточно сказать, что кульминационный третий акт балета, рисующий восстание народа против тиранов, в основном состоит из характерных танцев, достигающих обобщающей силы. Воинственно-призывный танец басков, пронизанная духом возмущения и угрозы стремительная «Карманьола», веселая, непринужденная «Фарандола» принадлежат к числу наиболее ярких страниц балета «Пламя Парижа»/ Созданные на фольклорно-танцевальной основе, они способствовали демократизации хореографического языка советского балета. К числу удач балетмейстера следует отнести и впечатляющее решение картины штурма Тюильрийского дворца (финал третьего акта). Неуклонное маршеобразное движение толпы, идущей сплоченным фронтом из глубины сцены вперед, на зрителя, вызывает представление о неодолимой мощи народа, воодушевленного благородным стремлением к свободе. Интересна попытка балетмейстера изобразить на сцене гражданские праздники французской революции. Начало второй картины четвертого акта в обобщенно-художественном плане воспроизводит официальное торжество французской республики в честь Свободы, олицетворением которой являлась красивейшая и наиболее уважаемая женщина из народа. Спокойно-величавые движения танцующих, одетых в античные туники, заставляют здесь вспомнить о картинах художника французской революции Давида, изображавшего в образах античных героев граждан революционной Франции.

Продолжение...

Пламя Парижа