Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Об опере "Царская невеста" (1958 г.). Часть 1.

Царская невестаСюжетом драмы Л. Мея «Царская невеста» Н. Римский-Корсаков заинтересовался еще в 60-е годы. Однако осуществил свой новый оперный замысел он лишь в 1898 году, в пору творческой зрелости. Автор ряда великолепных опер, в которых преобладало русское эпическое и сказочное начало и где множество поэтических страниц посвящено родной природе, Римский-Корсаков открывает в «Царской невесте» новые грани своего огромного дарования, выступая на этот раз тончайшим психологом. Правда, историческая драма Л. Мея давала композитору возможность и здесь проявить себя музыкальным летописцем, широко и полно изобразить бытовую и обрядовую сторону эпохи Ивана Грозного. Но небольшое число бытовых и обрядовых эпизодов служит в этой глубоко психологической драме лишь контрастом или разрядкой напряженности сценической ситуации.
Действие драмы происходит в 1572 году в Александровской слободе близ Москвы. Один из приближенных Ивана Грозного, опричник Григорий Грязной любит дочь боярина Собакина Марфу, сватается к ней, но получает отказ: Марфа «обещана» другому, она — невеста Ваий Лыкова. Не в силах побороть свою страсть к прекрасной Марфе, Грязной просит царского лекаря Елисея Бомелия дать ему такое средство, с помощью которого он мог бы приворожить к себе девушку.
Их разговор подслушивает Любаша, горячо любящая Грязного, ради него бросившая родной дом. Муки ревности терзают ее, и в отчаянии она принимает решение: достать у того же Бомелия снадобье, которое извело бы соперницу. Выкрав у Грязного приворотное зелье, полученное им от Бомелия, Любаша подкладывает ему добытое ею снадобье.
Грязной не подозревает подмены. Во время помолвки Лыкова и Марфы он тайком подсыпает в ее чарку порошок Любаши. Неожиданно в дом Собакина приходят бояре с «царским словом»: на только Царская невестачто закончившихся смотринах Иван Грозный в жены себе выбрал Марфу.
Марфа, теперь уже царская невеста, живет во дворце Грозного. Здоровье ее подорвано действием отравы, красота блекнет, и никто не понимает, что с ней происходит. От Грязного она узнает, что Ваня Лыков, которого она все еще сильно любит, сознался в злодейском умысле извести ее и что сам Грязной, по повелению царя, отрубил Лыкову голову. Услышав это, Марфа сходит с ума. Потрясенный Грязной исступленно кается в том, что безнадежная любовь к Марфе заставила его оклеветать Лыкова. Грязной просит только об одном: прежде чем его будут судить, дать ему возможность отомстить Бомелию за порошок, погубивший Марфу. Из толпы женщин выступает Любаша, и из ее горького рассказа всем становится ясной причина недуга Марфы. Обезумевший Грязной убивает Любашу. Но все это не доходит до сознания Марфы — она принимает арестованного Грязного за Ваню Лыкова и нежно прощается с ним.
Драма Л. Мея захватила Н. Римского-Корсакова. Все свое внимание в «Царской невесте» композитор сосредоточил на трагической судьбе главных действующих лип драмы — Марфы, Любаши и Грязного.
Как всегда, Н. Римский-Корсаков тщательно работал над либретто (совместно с И. Тюменевым). В «Царской невесте» композитор придавал особое значение вокальным формам и партиям как важнейшим средствам обрисовки характера героя (отсюда более скромная, чем в других его операх, роль оркестра) и добился редкой стройности музыкальной драматургии. В «Царской невесте» налицо продуманная система лейтмотивов Грязного, Марфы, Любаши, Бомелия" Ивана Грозного.
Особенно красивы и рельефны вокальные партии Марфы, Любаши, Грязного Для каждого из этих трех персонажей композитор нашел чрезвычайно яркие и убе дительные средства музыкальной выразительности. Индивидуальными чертами на делены композитором н партии второго плана — Собакина, Лыкова, Домны Сабуровой, Бомелия. Великолепны многочисленные ансамбли (трио Грязного, Бомелия и Любаши первого действия, квартет второго действия, секстет третьего действия и др.), в которых переплетаются и сопоставляются различные характеристики действующих лиц.
За исключением темы «Славы» (одна из характеристик Грязного), Н. Римский-Корсаков не цитирует в «Царской невесте» ни одной мелодии народной песни. Однако не только песня Любаши в первом акте («Снаряжай скорей, матушка, дитятко родимое») воспринимается как подлинная народная мелодия, но и множество других вокальных номеров и вся партитура в целом отмечены глубочайшим национальным своеобразием: «Царская невеста» — от первого до последнего такта — русская опера. Исполнение ее требует от актеров не только большого вокального мастерства, но и большого драматического таланта.

Продолжение...