Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Об опере "Царская невеста" (1958 г.). Часть 4.

Ранее: 1, 2, 3.

Царская невестаНесомненная заслуга Ю. Петрова заключается в том, что весь эмоциональный строй спектакля, все сложные линий его сквозного действия он подчинил раскрытию судьбы центрального персонажа — Марфы. И чувствуешь, что режиссером и дирижером все это теснейшим образом увязывается с партитурой оперы.
Интересно решен в последней постановке и образ Любаши. Уже с момента своего появления перед гостями Грязного Любаша приковывает к себе внимание. Сильно впечатляет ее ария первого действия «Ведь я одна тебя люблю». Простоволосая, без кокошника, распростертая на полу, Любаша ни в чем не обвиняет Грязного. Весь ее облик передает лишь страстный эмоциональный порыв, глубокую душевную обиду. Свежо поставлен финал второго действия, органически соединяющий заключительные сцены Любаши и Бомелия с хором опричников.
Своеобразно и драматургически впечатляюще решение, найденное молодым режиссером для финала третьего действия. Последнюю сценическую редакцию оперы резко отличает от всех предшествующих финальная сцена. В своей статье, опубликованной в выпускаемой театром газете «Советский артист», режиссер Ю. Петров писал: «Марфа — ясная, чистая, безмятежная и жизнерадостная во втором акте, искренно и по-своему страстно протестует в конце оперы». Этот протест выражен режиссером следующим образом. В момент, когда уводят покаявшегося Грязного, сознание вдруг возвращается к Марфе. Она срывает с головы венец невесты царя и бежит из терема, но, обессиленная, падает у запертых дверей золотой решетки. Такое решение финала «Царской невесты» может вызвать споры, но несомненно, что Ю. Петров по-новому хотел раскрыть трагедию русской женщины прошлого, запертой в «золотой клетке».
Положительной оценки заслуживает работа дирижера Е. Светланова. Оркестр под его управлением выразителен и в сопровождении солистов и хора, и в чисто симфонических эпизодах (например, увертюре, интермеццо Любаши из второго действия, вступлении к четвертому действию).
Режиссер Ю. Петров и художники Ф. Федоровский и Н. Федоровская нашли общий язык в воплощении исторической обстановки действия и характеров героев. В совместной работе двух художников сказался огромный опыт, вкус и знание эпохи старшего из них, Ф. Федоровского, одного из крупнейших декораторов советского театрального искусства. Его вторичное обращение к «Царской невесте» произошло после создания им лучших своих работ—сценического оформления «Бориса Годунова?» и «Хованщины», посвященных, подобно опере Н. Римского-Корсакова, близкой художнику теме прошлого нашей родины.
Последняя постановка «Царской невесты» Н. Римского-Корсакова свидетельствует о постоянном внимании Большого театра к наследию великого композитора. Весь художественный коллектив, включая сюда не только дирижера, режиссера, балетмейстера, солистов и артистов хора (хормейстеры А. Рыбнов и Л. Савва), но и костюмеров и многих других работников театра, приложил все усилия для того, чтобы создать интересный спектакль, в котором черты нового сочетаются с лучшими традициями прошлого.

Царская невеста