Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Галька" (1958 г.), Часть 2

Ранее: 1.

ГалькаВследствие антифеодальной направленности произведение встретило на своем пути к зрителю много препятствий и затруднений. Опера была закончена в 1847 году, и уже в следующем году ее исполнил в Польше коллектив любителей, но все попытки композитора поставить оперу в Варшавском театре терпели неудачу. Предлоги для отказа со стороны дирекции театра были разнообразны и сводились ко всякого рода мелким придиркам, тогда как основная причина, которую не называли, была совершенно ясна: революционность содержания оперы, в которой показано моральное превосходство народа над шляхтой. Лишь после значительных переделок и уступок со стороны Монюшко опера в новой четырехактной редакции была поставлена в Варшаве в 1858 году, а в 1870 году — в Петербурге. Острота социальных мотивов была в этих постановках смягчена, сюжетная основа оперы подавалась не как обобщающая народная драма, а как индивидуальный, частный случай. Во всех дореволюционных постановках оперы Галька под влиянием религиозных чувств прощала обманувшего ее пана Януша и, чтобы не мешать его счастью с панной Зофьей, бросалась в реку. Разумеется, Монюгако и Вольский видели в самоубийстве героини иное — протест, а не самоотречение. Йонтек — смелый молодой крестьянин, разоблачающий перед Галькой обман пана, — в дореволюционных постановках трактовался как инертный лирический «воздыхатель». Тем не менее глубоко народная и подлинно драматическая музыка Монюшко достигала цели.
По-новому подошел к сценическому воплощению классической оперы польского народа творческий коллектив Большого театра. Значительно переработанный русский текст оперы (автор Н. Бирюков) позволил глубже раскрыть ее содержание, выявить подлинный замысел Монюшко. Заметим, что изменения в тексте «Гальки» полностью соответствуют новой редакции оперы, идущей в народной Польше (Варшавский оперный театр) в постановке режиссера Леона Шиллера.
По словам режиссера спектакля Большого театра СССР Б. Покровского, он стремился в новой постановке «Гальки» трактовать ее как большую трагедию, имеющую социальный смысл. Такой подход в корне отметал элементы мелодраматизма, на йдторые сбивались прежние постановки этой оперы. Свои намерения Б. Покровскому удалось воплотить достаточно четко.
В спектакле ясно противопоставлены две враждующие социальные группы: чванливая, бездушная шляхта и страдающий, угнетенный, но непокорившийся народ. Монюшко подчеркивает внешнюю Галькапомпезность хоров первого и второго актов и задушевную простоту песен и танцев в народных сценах (третий и четвертый акты). Режиссеру удалось на этой богатой музыкальной основе реалистически раскрыть обличительную тенденцию оперы, показать общественный смысл трагедии несчастной девушки из народа, соблазненной и покинутой своим барином, паном Янушем. Острое столкновение представителей двух непримиримых классов ощутимо в дуэте Януша и Ионтека во втором акте. Вся роль Йонтека приобрела теперь новый смысл: Йонтек — выразитель народного возмущения, имеющий все данные, чтобы стать во главе восстания. Именно так трактовал образ Йонтека Г. Нэлепп, один из самых ярких исполнителей этой роли. Его Йонтек — горячий, самоотверженный человек. Личное горе — потеря любимой и ее гибель из-за барской прихоти— раскрывает ему глаза на непримиримость классовых противоречий между крестьянами и шляхтой. В исполнении Нэлеппа Йонтек был натурой сильной, волевой, способной к решительным действиям, а не расслабленным нытиком, каким старались представить его в дореволюционных постановках. Совершенно оправдана передача его партии драматическому тенору (вместо лирического — в старых постановках). Вокальная сторона исполнения Нэлеппа стояла на большой высоте. С большой драматической экспрессией исполняет партию Йонтека артист В. Ивановский.
Н. Соколова и Н. Чубенко по-разному воплощают сложный образ полупомешанной, страдающей Гальки. Обладательница прекрасного по тембру и звучности голоса, Соколова психологически тоньше, поэтичнее передает переживания несчастной девушки. Ее Галька — восторженная, целеустремленная натура, и потому жестокость Януша так гибельно действует на нее. Образ Гальки, созданный Соколовой, глубоко захватывает и волнует. Чубенко, которая также вполне владеет вокальной стороной партии Гальки, рисует Гальку более простой, более наивной, но способной к цельному, безраздельному чувству. Большой и яркий голос Е. Шумиловой отлично звучит в таких драматически сильных сценах, как отчаяние Гальки во втором акте, как «прозрение» ее в заключительной сцене, когда она шлет проклятия обманувшему ее пану Янушу. Мягко и нежно исполняет она лирические эпизоды своей партии.

Продолжение...

Галька